Воскресенье
05.05.2024
16:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт учителя Чепурновой Ларисы Борисовны
Главная Регистрация Вход
Аттестация 2012 »
Меню сайта

Форма входа

Валюта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

лам аттестации учителя истории.
 
Аннонс:
 
Обобщение педагогического опыта

учителя истории и обществознания Чепурновой Ларисы Борисовны

 Исследовательская  деятельности учащихся,     как  условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: формирование у них умений научно - исследовательской деятельности;  возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способным  к организации собственной деятельности; быть  готовым  действовать самостоятельно; уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; любознательно, активно и заинтересованно познавать мир;

Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями.                                                                                                                    

Моя основная задача как педагога не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. В этом  мне помогает технология урока-исследования.

 Обучение учащихся началам научно- исследовательской деятельности осуществляется, прежде всего, через урок, дополнительное занятие, защиту проектов и рефератов, научно-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей,  целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1.      Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия;

2.      Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3.      Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

4.      Специальных, исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Уникальность данного метода  состоит в том, что он ориентирован на  детей,  имеющих различные уровни развития познавательных интересов. Исследовательский  метод  позволяет увидеть и одаренного ребенка, т. е. повернуться к нему лицом, обеспечить необходимые условия для раскрытия и развития его одаренности, и слабого ученика, которого нужно направить и помочь в достижении целей.

Исследовательский метод это организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
       Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование.
Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:
не иметь единственного и очевидного правильного ответа;
вызывать интерес у учеников;
предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому
материалу; иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь
между различными областями знаний и объектами изучения

Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование, как заинтересовать и поддержать интерес к
проекту?
             Исследовательскую деятельность я начинаю  организовывать с5 класса. Можно выделить   три уровня: учебный, учебно-исследовательский и научно-исследовательский.  

 Первый уровень     позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам. Этот уровень, как правило, реализуется на уроках. Обоснованным здесь является  использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, дискуссии, проблемный анализ текста, написание творческих работ, эссе, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной учеником тематике. проблемы-задания ,уроки с медиапрезентацией, деловые игры, практикумы. Использую  на уроках возможности  Интернета;   Мной разрабатываются  уроки, формирующие исследовательские навыки учащихся. (Уроки обществознания: Урок-деловая игра «Причины преступности» - 7 кл., урок - лекция с применением проблемно-познавательных заданий «Личность и социальная среда» 8класс,  урок- деловая игра в форме заседания учёного совета с использованием презентаций  «Глобальные проблемы современного общества».11кл, урок - практикум «Потребности человека»  8кл, урок- исследование с презентацией. «Семья и брак. Функции семьи». 11 кл. Уроки по истории: Урок-презентация на тему  "Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс, Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Урок –практикум., и др.)    Дома учащиеся продолжают исследования. Проводят наблюдения, соц опросы, используют Интернет.                                                                                     

     Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, умения работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: "Типовая структура исследовательской работы”, "Как выступить с докладом”, "Как написать аннотацию”, "Как выступить с рецензией”. Например, памятка в помощь учащемуся по содержанию и формам исследовательской работы.    На уроках использую : технические средства обучения, компьютерный класс, организационно-педагогические средства;   (учебные планы, диаграммы, таблицы, схемы, карточки-задания, тестовые работы, учебные пособия и т.п.).              

 Творчество учащегося не может ограничиваться рамками одного урока – оно выходит на уровень внеурочного дополнительного образования,  а это третий уровень исследовательской деятельности. 

       Третий уровень предполагает не только практическую значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т.е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов и т.п.                                                                       Вот уже несколько лет я являюсь руководителем конкурса социальных проектов и приобрела немалый опыт, что является взаимодополняющим элементом процесса обучения. Приобретённые компетенции исследовательской деятельности  позволяют моим учащимся становиться победителями и призёрами различных конкурсов. Хорошо зарекомендовала себя работа с интернет-ресурсами. Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru; а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие. На сайте http://www.uztest.ru легко подготовиться к тестированию по истории, обществознанию. В своей работе я использую видеолекции. Любой ребенок после уроков может еще раз посмотреть их, чтобы разобраться в сложном материале.

                                                                                                           

    Во внеурочное  время готовлю    школьников к  участие в  научно - исследовательской деятельности. Исследования учащихся представлены в разной форме (написание рефератов и их защита на школьных  научно-практических конференциях, подготовка социальных проектов и их защита, участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях (веду курс ОПК- православное краеведение), подготовка к школьным мероприятиям  ); Применяю  метод социологических опросов населения села, района;  Обучаю   обработке данных социологических опросов населения и их использование в практической деятельности (на уроках и во внеурочное время); Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на уроках, классных часах и общешкольных  конкурсах, выставках по истории и обществознанию,

 В перечне методической продукции я  показала часть исследований проводимых моими учениками.   Приведу  пример приема исследования по православному краеведению "Судьба сельского  храма в судьбе страны”. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Учащиеся  встречались  с героями (или их родственниками) своих исследовательских работ, знакомились с документами, личными архивами, беседовали с людьми, хорошо знающими героя, находили  и изучали печатный материал - газетные статьи, брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа, вели ее учащиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся. Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо было научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы. Учащиеся  определили и сформулировали объект и предмет исследования, обосновали стратегическую цель и тактические задачи исследовательской работы. Так собранный материал по истории  с.Волчанка активно используется  учащимися на сельском  мероприятии, посвященном  годовщине  основания храма. Материал каждый год дополняется новыми сведениями из истории Храма.   А в  Год Семьи ребята занимались исследованием своих корней. Результатом явилось – участие Пономаренко Яны  в районной конференции «Земля отцов».  Много интересных исследовательских работ выполнили учащиеся, и свои работы представили на научно-практической конференции. Вот некоторые из них: «Смертная казнь: за и против»-уч-ся 10кл, «История духовного подвига»уч-ся 7кл, «Илья Муромец –былинный герой или реальная историческая личность?»-уч-ся 8кл, «Социальные сети- благо или зло?» -11кл., «Благотворительность, как нравственная потребность»-уч-ся 8кл.

 В

    

         

плейер

Погода

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 9